Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте
все о кружеве на одном сайте
 
Русское (по губерниям)
Тверская
Орловская
Рязанская
Ярославская
Костромская
Московская
Калужская
Новгородская
Вологодская
Петербургская
Вятская
Тульская
Нижегородская
Казанская
Белорусская

Европейское (по странам)
Вся Европа
Итальянское
Бельгийское
Французское
Испанское
Английское
Ирландское
Датское

Остальное (по названиям)
Армянское
Бразильское
Восточное
Мальтийское
Палестинское
Хорватское

 

Французское кружево

  Третьей страной в Европе, где производство кружев достигло высокого совершенства, была Франция.

В XVI в., так же, как и в других странах Западной Европы, во Франции были распространены вышивки шов по прорези и шитые иглой кружева с орнаментом ретичелла, изготовление которых особенно увеличилось при королевах-итальянках — Екатерине и Марии Медичи. В начале XVII в. появилась мода на итальянские гипюры. Так как во Франции изготовление этих кружев было еще неизвестно, то их вывозили из Италии, тратя на это огромные средства.

Во второй половине XVII в. во Франции заметно стремление наладить собственное производство кружев. В Алансоне к этому времени некоторые мастерицы уже научились изготовлять шитые иглой кружева наподобие венецианских. Поэтому Кольбер, министр финансов Франции, сделал именно этот район центром кружевного производства. В своем замке Лонрэ около Алансона он основал в 1665 г. школу и выписал 30 венецианских кружевниц, которые должны были пережать сложное искусство изготовления шитых иглой кружев своим французским ученицам.

Венецианская республика преследовала уехавших кружевниц, так же как преследовала она стеклодувов, выдававших иностранцам секреты своего производства, и поэтому очень скоро они были вынуждены вернуться на родину, успев, однако, научить француженок. По происшествии года Кольбер уже смог представить королю первые исполненными французскими мастерицами кружева, не уступавшие по качеству итальянским. Король их одобрил и для поощрения дальнейшего производства запретил ношение итальянских и фламандских кружев. Отныне все должны были являться ко двору в одежде, украшенной кружевами отечественного производства, которые получили наименование французских (point de France).

Орнамент французских шитых иглой гипюров по сравнению с итальянскими был более мелкий и отличался большим изяществом. Искусные руки французских кружевниц с необычайным мастерством передавали сложные композиции, где наряду с мелкими растительными побегами изображались фигурки людей и амуров, причудливые балдахины, ламбрекены и различные орнаментальные завитки. Французские кружевницы создали огромное количество разнообразнейших сеток, которые облегчали и обогащали узор, обводившийся рельефным контуром, для чего на край орнамента нашивался конский волос, обметанный петельным швом. Тонкость и ювелирная тщательность работы доходили до такой степени, что для того, чтобы разнообразить величину рельефа, мастерицы наряду с конскими вшивали и человеческие волосы. Связки, соединяющие орнамент на французских гипюрах, очень мелкие и тонкие, заполняют все пространство между узорами, образуя фон в виде сетки с шестигранными пикотированными ячейками. Рисунки для французских кружев выполнялись крупными художниками-орнаменталистами, в том числе и Жаном Береном, Франсуа Бонеме де Фалезом, Луи Булонем и, позднее, Франсуа Буше.

Кроме Алансона, шитый иглой гипюр, отличающийся необыкновенным разнообразием ажурных сеток и фонов, выделывался в Седане, отчего получил название седанского кружева (point de Sedan).

В XVIII в. во Франции, как и во Фландрии, начинают делать кружево на тюлевом фоне. В Алансоне вместо гипюров появляются шитые иглой кружева с легким узором, состоящим из букетов, гирлянд мелких цветов и завитков рокайля, расположенных на тюле с правильным шестигранными ячейками. Контуры орнамента также обводились рельефным жгутиком с вплетенным в него конским волосом. Близкие по характеру орнамента кружева производились и в Аржантане, но тюль аржантанских кружев менее легкий, и его более крупные шестигранные ячейки в отличие от тюля алансонских кружев обметаны петельным швом.

К концу XVIII — началу XIX в. орнамент тюлевого кружева еще более облегчается и располагается главным образом по его краю, а на тюлевом фоне остальной части рассыпаются отдельные мелкие цветочки, бабочки или просто мелкий горошек — «мушки», — так называемый «насыпной» орнамент.

К середине XIX в. на французских тюлевых кружевах, так же как и на фламандских, появляется пышный орнамент, состоящий из натуралистически трактованных цветов, расположенных букетами или гирляндами.

Широкое распространение получает так называемый гипюр клюни. Он происходит от классического гипюра XVII века Оверни, образцы которого хранятся в музее Клюни (отсюда его название). Во Франции он был ограничен народной средой. На рубеже XIX-XX веков он был легко возрожден в Пюи и быстро вошел в моду.

Кроме шитых иглой кружев, во Франции в XVIII в. получает распространение очень прочное плетеное кружево валансьен, выделывавшееся в старом фламандском центре кружевоплетения — городе Валансьенн. Как уже отмечалось, это кружево в первой половине XVIII в. почти ничем не отличалось от кружев бенш и характеризовалось разнообразием орнаментальных сеток фона. Но к середине XVIII в. оно постепенно видоизменяется. Появляется сетка с мелкими четырехугольными ячейками, прозрачная, и в то же время прочная, на фоне которой располагается растительный орнамент плотного плетения. Это кружево не имело никакого рельефа, что облегчало его стирку и глажения, и поэтому сделало его уже в XVIII в. незаменимым для украшения белья. До революции 1789 года Валансьенн оставался центром производства этих кружев, но в XIX в. их стали плести главным образом в бельгийских городах Ипре и Куртрэ.

В конце XIX в. в Брабанте стали делать кружева со сложными, чрезвычайно тонко выполненным орнаментом, состоящим из гирлянд и букетов цветов, — так называемый брабантский валансьенн. При изготовлении этих кружев применялось разделение труда: орнамент плелся отдельно и затем частью нашивался, частью присоединялся к сетке фона, ячейки которой приобрели характерную ромбовидную форму. Это видоизменение позволило увеличить ширину кружев, усложнить узор и ускорить процесс их изготовления.

К плетеным кружевам относятся также блонды, производившиеся во французских городах Канне, Байе и Пюи в конце XVIII в. и особенно XIX в. Это кружево, очень легкое и прозрачное, вначале делалось из несученого шелка золотисто-желтоватого цвета, отчего и получило свое наименование. В XVIII в. орнамент блонд плелся из тех же тонких нитей, что и фон, но обводился по контуру более толстой ниткой. В начале XIX в. орнамент стали выполнять из более толстых нитей, которые своей плотностью и блеском выделялись на прозрачной тонкой сетке фона. Иногда контур орнамента обводился золоченой или серебряной нитью, часто блонды плелись целиком из черного шелка или золоченых нитей.

Черные шелковые плетеные кружева с изящным орнаментом на фоне тонкого тюля с очень мелкими ячейками вырабатывались в Шантильи, а также в упомянутых Байе, Канне и Пюи, и по имени наиболее старого центра их изготовления получили наименование шантильи. Из блонд и шантильи в XIX в. делались большие шали, пелерины и целые платья, которые вывозились в большом количестве в другие страны. Особенным успехом пользовались шали и мантильи из белых и черных блонд в Испании.
сколок кружева
тому, кто плетет
  Полезные советы
Кружево сегодня
тому, кто интересуется
  Виды кружев
История и направления
Технические стандарты
тому, кто ищет
  Обзор литературы
Словарь терминов
 
Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте  
© 2004-2014 Кружево.Ru — авторский сайт Ольги Гаврилиной