Казанская губерния

  Плетенье кружева девушками себе в приданое в Рыбной слободе Лаишевского уезда Казанской губернии было известно уже в середине XIX века. Рыбная слобода — древнее дворцовое село со смешанным населением. Сюда на Каму еще в XVI веке переселили людей из разных дворцовых сел, для ловли рыбы «на государя». В XIX столетии здесь образовался ювелирный промысел, в котором была занята большая часть мужского населения, не связанного с рыбацким делом, а женщины ткали холсты на продажу. Когда в 1870-е годы лен сильно подорожал, ткачество пришлось оставить, и женским заработком стало изготовление кружева. В 1883 году в Рыбной слободе насчитывалось около 250 кружевниц.

Они плели из хлопчатобумажной нити одноцветное кружево самого простого рисунка, которое шло на продажу в московские деревни. Однако и более широкое, парное, не отличалось своеобразием: узоров собственного изобретения не возникло. Все они были случайно завезены сюда в разное время. «Пава за павой» — мотивы птиц, расположенных в ряд; зигзаги и ромбы с однообразным заполнением промежутков; простенькие растительные узоры сетчатого плетения не представляют значительного явления в орнаментальном наследии русского кружева. Плетеи не сохраняли сколки, возможно, поэтому искажения рисунков были очень велики.

Покрышка зонтика
(1883 г.)

В конце XIX начале ХХ века повышением уровня местного кружева занимались два поколения помещиц Донауровых, бывших владелиц села. С конца XVIII века Рыбная слобода стала помещичьей собственностью. Владея рисунком, они делали новые сколки, выписывали из столицы льняную пряжу, наладили сбыт изделий.

Кружево Рыбной слободы конца столетия отличается четким рисунком, преобладанием геометрических узоров. Оно широкое, хорошо выполнено. Льняное, далеко не тонкое, оно приятно и цветом (тремя оттенками белой, суровой и желтоватой нити), и красотой упругого материала. Кружево Рыбной слободы заняло скромное место среди многочисленных типов этого вида русского прикладного искусства.