Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте
все о кружеве на одном сайте
 
Русское (по губерниям)
Тверская
Орловская
Рязанская
Ярославская
Костромская
Московская
Калужская
Новгородская
Вологодская
Петербургская
Вятская
Тульская
Нижегородская
Казанская
Белорусская

Европейское (по странам)
Вся Европа
Итальянское
Бельгийское
Французское
Испанское
Английское
Ирландское
Датское

Остальное (по названиям)
Армянское
Бразильское
Восточное
Мальтийское
Палестинское
Хорватское

 

Костромская губерния

  Как появилось кружевоплетение в Костромской губернии, у нас сведений нет. Но в конце XVIII столетия в городе Галиче уже сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, с особой, только здесь известной манерой исполнения. Кружево плели многопарным, самым трудоемким способом, но в котором с наибольшей четкостью можно передать очертания различных любимых тут мотивов. Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить, чаще золотная; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой.

Почти все галичское кружево предназначалось для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей, белых, иногда белых узорных. И не всегда в их украшении вместе используются прошва и край одинакового рисунка. Применяются и намеренно разрозненные комбинации, когда в одном предмете сочетаются прошва и край с разными узорами. Это делалось с целью внести в каждое полотенце как можно больше неожиданности и многообразия.

Трудно перечислить все фигуры, которые составляют орнамент галичского кружева. Меньше всего в нем геометрических узоров, да и те относятся сложным формам рококо. Только в начале XIX века завитки рокайль превращаются в волнистые полосы, а разнообразные цветочные ветки заменяются геометризованными трилистниками. Наряду с ними встречаются мотивы птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Конец назеркального полотенца (конец XVIII в.)

Главная роль в местном кружеве принадлежит именно мотивам прихотливого стиля рококо. Наиболее полно он выражен в рисунке льняных прошв в виде волнистой цепи тонких овальных звеньев, соединенных отдельными цветками. Внутри звеньев помещены цветочные веточки, выполненные металлической нитью. Более крупные ветки занимают изгибы цепи: на верхних — звездчатые цветы, серединки их отмечены дырочкой-закидкой; на нижних — овальные, с серединками из решетки. Все ветки различаются цветом шелка. Мелкий простой фон — льняной. Красота самого материала, продуманное сочетание мягких, сближенных цветов, тонкость работы делают галичское кружево исключительным. Сохранилось несколько экземпляров этого узора: некоторые из них сделаны льном с цветным шелком, другие — льном и серебряной нитью. Медальоны разнообразных форм сочетаются с изобразительными мотивами. Кроме галичского, в кружеве этого времени не встречается мотива дерева с четко выраженным стволом и двумя лесными птицами в воздухе.

Конец назеркального полотенца (конец XVIII в.)

Иной характер у своеобразных растительных мотивов с очень тонкими круглыми стеблями-завитками, выплетенными одной сканью, рядом с которыми шелковые птицы разной расцветки и формы кажутся тяжелыми и эффектно рисуются на прозрачном фоне. Они сопровождаются то зубчатыми, то овальными листьями, тоже отличающимися цветом. Не только живописность композиции и цветового решения, но и фактурное богатство деталей — таковы достоинства этого весьма привлекательного кружева. Оно всегда применяется в качестве прошв; встречаются близкие варианты.

Более строгим рисунком, типичным для конца XVIII века, выделяются прошвы с расположенными в ряд, слегка изогнутыми и наклоненными ветвями. На каждой — по несколько цветков, лепестки почти не выявлены, основное внимание направлено на разработку ажурных сердцевинок. Все мотивы обведены цветной шелковинкой. Их полотняные силуэты отчетливы, но не совсем точно повторяют друг друга, что придает композиции живость. Самым простым рисунком галичского кружева являются разноцветные косые полоски.

Конец назеркального полотенца (конец XVIII в.)

узорузорузор

Конец полотенца (конец XVIII в.)


Расцвет кружевоплетения в Галиче относится ко второй половине XVIII века и первой четверти XIX века. В это время многопарное плетение еще не проникло в костромские деревни. Там довольствовались численным. Новые навыки исполнения кружева, сохранившиеся в городе, привели в XIX столетии к возникновению поблизости от него промысла по плетению льняных изделий, не имеющих художественного значения.

Кружевоплетение другого города Костромской губернии — Солигалича, находящегося севернее, у границы с Вологодчиной, тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Ничего неизвестно о времени, когда местные мастерицы освоили это искусство, ни о характере их вещей раннего периода. Дошедшее до нас кружево относится ко второй половине XIX века. Техника плетения этих работ многопарная, как и в Галиче, хотя пар коклюшек невелико, пар 15-20. Согласно времени, вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.

Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам. Обычно чередуются две близкие по характеру сложные фигуры, этот орнамент не меняется в течение долгих лет. В основном такой тип кружева является простынным, но поскольку встречаются не только длинные, но и короткие куски краев и прошв с подобными узорами, его могли использовать и для их украшения.

Прошва (середина XIX в.)

узорузорузор

Конец полотенца (конец XIX в.)


Более поздние изделия, относящиеся к последней четверти XIX века, выплетались сеткой. Параллельные цепи ромбов образованы в них сканью шерстяной нитью ярких, броских цветов. Внутри ромбы заполнены поочередно решеткой или фигурной розеткой. Они восходят к известному рязанскому мотиву «кораблями», не понятыми мастерицами и перевернувших его наоборот.

Край (середина XIX в.)

Образцы, созданные позже этого времени, неизвестны, но в деревне Шарново Буйского уезда некоторые старушки умели плести кружево даже в 1950-е годы. Когда-то сюда было продано из-под Солигалича три семьи крепостных. Представительница одной из этих семей — Анна Константиновна — была кружевницей. После нее остался сундучок плетеного кружева разных рисунков. Но оно было изношено. Сохранилось только плетеное ее внучкой, сцепное, уже потерявшее характерные местные черты. Однако этот факт свидетельствует о том, что кружево плели не только в самом Солигаличе, но и в окрестных помещичьих усадьбах. Целый ряд предметов, кружевных или с кружевной отделкой, происходящих к Костромской губернии, относится к разным периодам XIX века. Вероятно, искусство плетения и впоследствии продолжало свою жизнь. Но, очевидно, плелось кружево только для домашних надобностей, так как материалом служила далеко не тонкая льняная нить. Рисунки обычно геометрические, весьма ритмичные, фигурные розетки довольно затейливы, а детали узоров хорошо связаны между собой. Все они имеют отдаленное родство с ранним кружевом Солигалича.
сколок кружева
тому, кто плетет
  Полезные советы
Кружево сегодня
тому, кто интересуется
  Виды кружев
История и направления
Технические стандарты
тому, кто ищет
  Обзор литературы
Словарь терминов
 
Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте  
© 2004-2014 Кружево.Ru — авторский сайт Ольги Гаврилиной