Московская губерния

  В Московской губернии с плетением кружева в XVIII веке были знакомы в нескольких городах.

Прекрасной работой отличается сцепной подзор с пышной цветочной гирляндой. Он датируется концом столетия и происходит из города Вереи. Его автор — бывшая крепостная Шереметевых купчиха Золотова. Она же и выполнила прошву с фигурами пав и орлов, тоже сцепную. Так, видимо в конце XVIII века, уже владели сцепной техникой не только в крупных городах.

И в Серпухове плели кружево. Рисунок выводился узкой полотнянкой, почти в ширину скани, на очень густом фоне. Мотивы применялись обычные: павы и кусты на подзорах и на концах полотенец. Но относятся эти произведения ближе к середине XIX века. Но в деревнях Серпуховского уезда даже во второй половине столетия совсем не знали сцепной техники. В 1830-е годы в деревне Клевено не имели булавок, а чтобы рисунок не сбился, нити оттягивали и перекладывали тряпочками. Так можно было плести только простое, численное кружево.

Конец полотенца (конец XIXв.)

Промысел в селе Васюнино Вороновской области Подольского уезда возник в 1820-е годы. Почти в это же время начали плести кружева в соседней деревне Лыково. Постепенно промысел расширился: в 1840-е годы на территории восьми селений, а во второй половине 1870-х годов охватил не только Подольский, но и Верейский, Дмитровский, Звенигородский и Серпуховский уезды. В 43 селениях кружевоплетением были заняты 646 мастериц. Лучшими все-таки оставались подольские мастерицы. Исключительно многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с самыми тонкими решетками, со сканью обводом, их кружево очень красиво. Мастерство подмосковных мастериц великолепно. В магазинах того времени их изделия было найти трудно. Они почти целиком шли в бельевые мастерские Москвы. На заказ плетеи выполняли узоры 150-200 парами коклюшек. Образцы такого кружева не сохранились, но можно представить, какое это было богатое и изящное по орнаменту рукоделие. Единственным недостатком, как и во многих других местностях, являлось плетение из хлопчатобумажной нити.

Названия, которые кружевницы давали своим узорам, не всегда понятны. Например, «пера» состоит из волнистой гирлянды листьев, с нее свисают стебли цветов, а на фоне в промежутках расположены фигурные розетки. Более понятно название узора «цветы»: ими, словно полураскрытыми, обведенными цепочкой скани, с фигурными черенками, образованы зубцы края. На фоне даны дополнительные детали, легкие, сквозные. Все перечисленные рисунки происходят из одного источника — «малин».

Край (1880-е гг.)

узорузорузор

Край (1880-е гг.)


Большое распространение в промысле получило и кружево с традиционным геометрическим орнаментом, узоры, которых встречаются в изделиях мастериц из различных мест России. Мотив «корабли» похож на рязанский с тем же названием, но проще и ближе к тому, который в Рязани назывался «полукорабли». Еще более прост узор «шашки». Узор «колеса» состоит из больших колец, соединенных в виде цепочки, с насновочной звездочкой внутри, то есть представляет собою разновидность гипюра. В XIX веке Московская губерния стала средоточием производства металлического кружева в трех уездах — Звенигородском, Верейском и Дмитровском. Подмосковный промысел, как и многие другие центральные производства, заглох в годы первой империалистической войны.