Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте
все о кружеве на одном сайте
 
Русское (по губерниям)
Тверская
Орловская
Рязанская
Ярославская
Костромская
Московская
Калужская
Новгородская
Вологодская
Петербургская
Вятская
Тульская
Нижегородская
Казанская
Белорусская

Европейское (по странам)
Вся Европа
Итальянское
Бельгийское
Французское
Испанское
Английское
Ирландское
Датское

Остальное (по названиям)
Армянское
Бразильское
Восточное
Мальтийское
Палестинское
Хорватское

 

Московская губерния

  В Московской губернии с плетением кружева в XVIII веке были знакомы в нескольких городах.

Прекрасной работой отличается сцепной подзор с пышной цветочной гирляндой. Он датируется концом столетия и происходит из города Вереи. Его автор — бывшая крепостная Шереметевых купчиха Золотова. Она же и выполнила прошву с фигурами пав и орлов, тоже сцепную. Так, видимо в конце XVIII века, уже владели сцепной техникой не только в крупных городах.

И в Серпухове плели кружево. Рисунок выводился узкой полотнянкой, почти в ширину скани, на очень густом фоне. Мотивы применялись обычные: павы и кусты на подзорах и на концах полотенец. Но относятся эти произведения ближе к середине XIX века. Но в деревнях Серпуховского уезда даже во второй половине столетия совсем не знали сцепной техники. В 1830-е годы в деревне Клевено не имели булавок, а чтобы рисунок не сбился, нити оттягивали и перекладывали тряпочками. Так можно было плести только простое, численное кружево.

Конец полотенца (конец XIXв.)

Промысел в селе Васюнино Вороновской области Подольского уезда возник в 1820-е годы. Почти в это же время начали плести кружева в соседней деревне Лыково. Постепенно промысел расширился: в 1840-е годы на территории восьми селений, а во второй половине 1870-х годов охватил не только Подольский, но и Верейский, Дмитровский, Звенигородский и Серпуховский уезды. В 43 селениях кружевоплетением были заняты 646 мастериц. Лучшими все-таки оставались подольские мастерицы. Исключительно многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с самыми тонкими решетками, со сканью обводом, их кружево очень красиво. Мастерство подмосковных мастериц великолепно. В магазинах того времени их изделия было найти трудно. Они почти целиком шли в бельевые мастерские Москвы. На заказ плетеи выполняли узоры 150-200 парами коклюшек. Образцы такого кружева не сохранились, но можно представить, какое это было богатое и изящное по орнаменту рукоделие. Единственным недостатком, как и во многих других местностях, являлось плетение из хлопчатобумажной нити.

Названия, которые кружевницы давали своим узорам, не всегда понятны. Например, «пера» состоит из волнистой гирлянды листьев, с нее свисают стебли цветов, а на фоне в промежутках расположены фигурные розетки. Более понятно название узора «цветы»: ими, словно полураскрытыми, обведенными цепочкой скани, с фигурными черенками, образованы зубцы края. На фоне даны дополнительные детали, легкие, сквозные. Все перечисленные рисунки происходят из одного источника — «малин».

Край (1880-е гг.)

узорузорузор

Край (1880-е гг.)


Большое распространение в промысле получило и кружево с традиционным геометрическим орнаментом, узоры, которых встречаются в изделиях мастериц из различных мест России. Мотив «корабли» похож на рязанский с тем же названием, но проще и ближе к тому, который в Рязани назывался «полукорабли». Еще более прост узор «шашки». Узор «колеса» состоит из больших колец, соединенных в виде цепочки, с насновочной звездочкой внутри, то есть представляет собою разновидность гипюра. В XIX веке Московская губерния стала средоточием производства металлического кружева в трех уездах — Звенигородском, Верейском и Дмитровском. Подмосковный промысел, как и многие другие центральные производства, заглох в годы первой империалистической войны.
сколок кружева
тому, кто плетет
  Полезные советы
Кружево сегодня
тому, кто интересуется
  Виды кружев
История и направления
Технические стандарты
тому, кто ищет
  Обзор литературы
Словарь терминов
 
Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте  
© 2004-2014 Кружево.Ru — авторский сайт Ольги Гаврилиной