Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте
все о кружеве на одном сайте
 
Русское (по губерниям)
Тверская
Орловская
Рязанская
Ярославская
Костромская
Московская
Калужская
Новгородская
Вологодская
Петербургская
Вятская
Тульская
Нижегородская
Казанская
Белорусская

Европейское (по странам)
Вся Европа
Итальянское
Бельгийское
Французское
Испанское
Английское
Ирландское
Датское

Остальное (по названиям)
Армянское
Бразильское
Восточное
Мальтийское
Палестинское
Хорватское

 

Новгородская губерния

  В Новгородской губернии кружевоплетение было освоено в городе Белозерске еще в конце XVIII века. Среди предметов, украшенных кружевом, выделяются полотенца. Кружево применяли и на свадебных простынях, причем использовали чаще всего как завершающий элемент строчевых подзоров. Именно такую роль играл кружевной край на великолепном подзоре, который, видимо, плели в начале освоения сцепного способа, на рубеже XVIII и XIX веков.

Каждый зубец здесь совершенно отделен от других смежных, только снизу проходит соединительная полоска, не входящая в узор. Промежутки между зубцами заполнены нейтральной решеткой, но их рисунок наряден, затейлив. Мотив как бы свисающего растения закончен трилистниками, а ветки превращены в прихотливые завитки. Так же прихотливо вьется полоска полотнянки вверху. Эти прекрасно прорисованные зубцы словно бы провисают, не поддержанные связующими деталями. Очевидно, исполнительница имела только их сколок и не смогла сделать промежуточную фигуру. В других подзорах этого недостатка нет, зато рисунок зубца более прост.

Конец полотенца (первая половина XIX в.)

Не менее хорош и узором, и материалом, и работой конец белозерского полотенца сложного состава, включающего законченную по композиции прошву, край и две узкие вертикальные прошивки. Вся верхняя часть конца обрамлена розовой шелковой лентой. Тонкая льняная, шелковая и металлические нити выявляют прекрасный рисунок, воздавая в целом на редкость гармоничную вещь.

Мотивы узора прошвы — цветущие вертикальные стебли двух разных силуэтов — центрального и боковых, плотно примыкающих друг к другу. В зубцах края — вариант одного из них, расширенный и укороченный, свисающий вершиной вниз. Между этими стеблями в местах соединения зубцов помещены небольшие ветки с цветком и парными листьями. Зубцы обведены тончайшими фестончиками-петлями, в чем нельзя увидеть типичного вологодского приема. Узкие вертикальные прошивки — плотного геометрического рисунка.

Край
(вторая половина XIX в.)

Двух этих примеров достаточно, чтобы убедиться, на какой большой высоте находился художественный уровень белозерского сцепного кружева, но и менее значительные вещи выполнены превосходно. На протяжении XIX века в многопарном плетении появились новые рисунки. Их было много, в том числе геометрические: «русское» — из шестиугольных и ромбовидных розеток; так называемый «гипюр с листиком» в виде кольца со звездой из насновок внутри и другие. Плели в Белозерске и численное кружево с «денежками», волнистыми волосками и прочими традиционными народными мотивами.

Во второй половине XIX века здесь образовался промысел, в значительной степени связанный с ликвидацией помещичьих мастерских. Бывшие крепостные не только сами плели кружево на продажу, но и обучали своему искусству горожанок из среды мещан и обедневшего купечества. В самом городе в 1880-е годы насчитывалось около 300 кружевниц.

Край (конец XIX в.)

Раньше крепостные плетеи работали на привозном материале: помещики выписывали льняную пряжу из Голландии и Бельгии. В промысле ее заменила хлопчатобумажная, что сразу сказалось на качестве кружева. В связи с предстоящей в 1873 году Всемирной выставке в Лондоне белозерская жительница А. Г. Надпрожская заранее приобрела в Петербурге и Москве хорошую пряжу, произвела отбор лучших местных сцепных рисунков, сделала заказы опытным кружевницам и с помощью петербургского технического общества отправила белозерское кружево в Лондон. В 1874 году жюри выставки наградило представленные работы бронзовой медалью. Качество изделий стало настолько высоким, что помимо столицы и близлежащих городов — Вытегры, Череповца, Кириллова — довольно много белозерского отсылалось за границу.

В Новгородской губернии были и другие места кружевного производства. В городе Кириллове и его районе до сих пор существует промысел. Он развился под сильным влиянием вологодского, поэтому в ранних работах середины XIX века трудно бывает выявить особенности кирилловского плетения. Только менее интересная композиция, менее эластичная полотнянка да довольно скупые по рисунку фоны отличают его от рядовых вологодских вещей. В начале XIX столетия в Кириллове исполнялось сцепное кружево, хотя и не тонкое, но с хорошими растительными формами зубцов.

И впоследствии основным способом плетения оставался сцепной, или, как говорили сами кружевницы, «по-косыношному», так как многие селения специализировались на изготовлении этих популярных головных уборов. На языке кружевниц парный способ плетения назывался «по иначе», то есть не «косыношный», не сцепной. Но и в нем обходились всего 8-10 парами коклюшек. Кирилловское кружево за последние 100 лет не отличалось ни сложными, ни особенно изысканными рисунками. Но оно имело крепкие традиции и находило постоянных ценителей в народной среде. В Крестецком уезде Новгородской губернии, этом средоточии новгородской строчки, занимались и кружевом, хотя не в той мере, как вышивкой. Многие крестецкие сцепные узоры достаточно широки, по 10-16 см, с развитыми растительными мотивами или крупными геометрическими фигурами.
сколок кружева
тому, кто плетет
  Полезные советы
Кружево сегодня
тому, кто интересуется
  Виды кружев
История и направления
Технические стандарты
тому, кто ищет
  Обзор литературы
Словарь терминов
 
Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте  
© 2004-2014 Кружево.Ru — авторский сайт Ольги Гаврилиной