Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте
все о кружеве на одном сайте
 
Русское (по губерниям)
Тверская
Орловская
Рязанская
Ярославская
Костромская
Московская
Калужская
Новгородская
Вологодская
Петербургская
Вятская
Тульская
Нижегородская
Казанская
Белорусская

Европейское (по странам)
Вся Европа
Итальянское
Бельгийское
Французское
Испанское
Английское
Ирландское
Датское

Остальное (по названиям)
Армянское
Бразильское
Восточное
Мальтийское
Палестинское
Хорватское

 

Ярославская губерния

  В Ярославской губернии славился рукоделиями своих жительниц древний культурный центр Ростов великий. Но кружево долго не входило в круг их занятий. Его плели послушницы в близлежащих монастырях и крепостные мастерицы. Кружевной промысел в Ростове так и не сложился. В 1880 году в городе жило 14 кружевниц, позднее их число уменьшилось вдвое.

До нас дошло очень мало подлинных местных работ. Однако те, что известны, отличаются прекрасным качеством. Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное, хотя известно, что в XVIII веке плели также из шелка.

Многопарный край полотенца XVIII — начала XIX века относится к типу легкого кружева со скаными узорами. У него прозрачный крупный фон и простые зубцы, образованные волнистой полотнянкой. Весь узор, выведенный сканью, представляет собой ряд вазонов с тюльпанообразным цветком на прямом стебле и тремя парами цветочных веток. Вазоны разделены многолепестными розетками. Вдоль верхней кромки композиции помещен ряд колец из цепочки. Каждое из них заполнено решеткой, рисунок которой возобновляется только через шесть колец. Нарядный, изящный, тонкий, этот край, дошедший до нас в хлопчатобумажном повторении конца XIX века, несомненно, выигрывал в своем первоначальном шелковом материале.

Край для полотенца (конец XIX в.)

узорузорузор

Полотенце (первая половина XIX в.)


На протяжении всего XIX столетия в Ростове в многопарном кружеве придерживаются сканых узоров с разнообразными фонами. В сцепном плетении ростовские мастерицы придумали свой собственный фон, который так и называется «ростовский крест». Его связки из парных плетешков с петельками образуют крестовидные фигурки, но часто в узких промежутках пользуются всего парой таких связок. Этот новый фон очень красив, и во второй половине XIX века его стали охотно употреблять во многих местах России.

Край (1880 г.)

узорузорузор

Край (1880 г.)


В узорах местного кружева легко выделяются три группы: геометрические, цветочные, парного плетения и сцепные изобразительные. Первым свойственна строгость контуров плотных свисающих мотивов, окаймленных и сопровождающихся решетчатыми элементами, зачастую обведенными шерстяными нитками ярких цветов. Сцепное кружево середины XIX века имеет чисто народные узоры с изображениями птиц, деревьев и цветущих кустов. Растительные мотивы отличаются динамичностью рисунка. Силуэты фигур чрезвычайно отчетливы, благодаря сквозному ростовскому фону и узкой полотнянке с высоким рельефом скани. Другой прием оживления полотнянки — введение большего числа дырочек-закидок — сообщает нарядность всему изделию.

Край
(вторая половина XIX в.)

узорузорузор

Конец полотенца (середина XIX в.)


Одно из самых изысканных русских сцепных кружев происходит именно из Ростова. Грациозно изгибающиеся спиральные завитки с мелкими листьями и цветами на вьющемся легком стебле свободно размещены на тюлевой решетке. Местонахождения этого произведения в настоящее время неизвестно.

Исключительно на заказ плели кружево еще в одном городе бывшей Ярославской губернии — Романово-Борисоглебске (современный город Тутаев). Оно предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов. Для плетения использовали нитки Хлудовской фабрики из Егорьевска. Плели сцепным и многопарным способом. Мастериц здесь работало немного, около 50, из городских мещанок, а заказчиками являлись местные же купеческие семьи. Лучшее кружево плели в Романове. На другой стороне Волги, в Борисоглебске, оно было значительно грубее. Рисунки кружева имели своеобразные названия: сцепной растительный мотив именовался «бачино»; зубец в форме семилепестной розетки назывался «бантиком», а геометрический волнистый зубец — «бараньими рожками». В парном плетении выделялся узор «шлёнский», в котором сочетались решетчатые ромбы, простой фон, оживленный «паучками», и плотные сердцевидные мотивы с плотными же треугольными зубцами посередине. На рубеже XIX и ХХ веков кружевоплетение в этом городе было совсем оставлено.

Край (1880 г.)

узорузорузор

Край для полотенца
(1880 г.)


Помимо указанного городского, встречается и деревенское ярославское кружево — льняное, с введением шелка-сырца в виде скани желтых, золотистых и коричневых оттенков, хорошо гармонирующих со слабо отбеленным льном.

Его узоры геометрическое, обычные в численной технике — зигзагообразные полосы, ряды ромбов или квадратов, полукруглые или острые зубцы. В большей своей части оно предназначено для украшения полотенец.
сколок кружева
тому, кто плетет
  Полезные советы
Кружево сегодня
тому, кто интересуется
  Виды кружев
История и направления
Технические стандарты
тому, кто ищет
  Обзор литературы
Словарь терминов
 
Кружево.Ru - все о кружеве на одном сайте  
© 2004-2014 Кружево.Ru — авторский сайт Ольги Гаврилиной